my time

суббота, 15 октября 2011 г.

ЛИЦО ДЛЯ КУКЛЫ - УРОК -1

УРОК -1
Наш мозг устроен так, что распознаёт живое и неживое на подсознательном уровне. Как это происходит? Всё живое имеет свою рациональную и функциональную конструкцию. Любой организм – это не просто набор бугорков и шишек с впадинками и отверстиями. Это комплекс органов, тесно взаимосвязанных между собой. Вот наш мозг, независимо от того, осознаём мы это или нет, делает визуальный анализ объекта, с целью определить, живой этот объект или нет, опасен ли он для нас или нет. Поэтому куклы, сделанные без знания основ анатомии, как бы не были украшены, всё равно остаются для нас "мёртвыми", не интересными, как объект изучения. Ведь мозгу интересно до тех пор, пока он узнаёт что-то новое. Если обмануть подсознание не удаётся – всё, интерес утерян. Только ожидание чуда влечёт нас вновь и вновь к искусно сделанной кукле.

Наверняка при попытке слепить голову куклы, вы пытались подсмотреть формы, выпуклости и впадины, складки и морщинки на лицах реальных людей. Рассмаривали портреты, нарисованные художниками. Часто возникают похожие вопросы:
1. Что за бугорки выступают на лицах, кроме щёк?
2. Где должны быть размещены, например, уши?
3. Какая общая закономерность строения лица и головы в целом у совершенно непохожих, разных людей?
4. И, главное для художника-кукольника – что можно упростить, исказить, нарушив пропорции в лице персонажа, при этом сохранив ощущение, что кукла "живая". Или иначе: как сделать куклу нескучной, при этом правдивой и убедительной?


Итак, поехали! Давайте займёмся собственно исследованием "живого" лица. 
Лично мне значительно легче осмыслить формы и объёмы по фотографиям объёмной модели, чем по плоским, пусть даже и очень хорошим рисункам и схемам. Думаю, в этом я не оригинален. Поэтому для наглядности я слепил небольшую модель человеческого черепа, где максимально упростил основные формы.

Мою модель не стоит воспринимать, как эталон – в ней наверняка найдутся небольшие огрехи, и если уж изучать точное анатомическое строение и пропорции, то лучше найти работы профессиональных анатомов. Но для понимания материала, надеюсь, этой модели будет более чем достаточно.

Настаиваю на том, чтобы вы привыкали мыслить плоскостями, формами и объёмами. 
Рис. Баммеса

Объёмы, формы и плоскости - это такие три кита скульптора, да и художника вообще, на которых держится грамотное построение  чего бы то ни было.
Что это значит? А то, что мы разобьем череп на простые части и изучим их форму в целом, не вдаваясь в медицинские подробности строения всех 22-х костей из которых он состоит. Нам это ни к чему. Возьмём черепную коробку и лицевую части. Какую форму имеет черепная коробка? 
Однозначно сказать сложно. Что-то вроде тупого яйца. Но очень важно обратить внимание на так называемую верхнюю височную линию. Она имеет эллипсоидную форму и является границей боковых сторон черепной коробки - отдельных плоскостей, приплюснутостей с правого и левого боков. 

Эта линия на реальной голове не так ярко выражена, как и большинство тех границ форм, о которых я буду говорить далее, но осознать конструкцию головы и лица в частности так будет значительно проще. Проще и проверять правильность форм на готовой голове, держа в уме все эти линии.

Лоб – тоже можно представить плоскостью
Если черепная коробка это почти шарообразная форма, то лоб несколько круче изгибается к бровям. 
 
Тут стоит отметить такой важный момент: при виде сверху, лобная часть выгнута вперёд (как бампер у машины).

Вот мы спускаемся по лбу к глазницам и натыкаемся на "трамплин"!
"Трамплин" образуют надбровные дуги. 
Обратите внимание на то, как они выглядят в реальности и на пластилиновой модели, где образуют одну простую деталь – объёмнесложной формы врезающийся под углом в переносицу, а краями врастая в скуловую кость!

             


Давайте теперь рассмотрим эту самую скуловую кость подробнее. Ведь это одна из немногих костей черепа, которая практически никогда не закрыта мышцами лица и подкожным жиром, и легко обнаруживается под кожей, что делает её опорной точкой при построении портрета.

 

На модели хорошо видны её границы: у носа она переходит в "крылья" верхней челюсти, сверху – в надбровные дуги, сзади в скуловую дугу.

Скуловая дуга – достаточно простой элемент. На она служит хорошим ориентиром для:
1. Определения места, куда вставляется нижняя челюсть.
2. Определения места крепления ушной раковины.

Глазницы. Стоит обратить внимание, что их оси повторяют линию лба – расположены под углом к переносице при виде сверху.
 
Общая плоскость глазниц направлена внутрь черепа от надбровных дуг до уголков предполагаемых глаз. Эти уголки, часто используются, как опорные точки.


Отметим в завершение разбора упрощённой конструкции черепа, что при правильном прикусе верхняя челюсть немного нависает над нижней челюстью спереди, но совпадает по плоскостям по бокам. И это не случайно. Дело в том, что передние зубы – резцы, и по названию, и по сути. Чтобы удобнее разрезать пищу, передние резцы нижней и верхней челюсти ходят относительно друг друга, как лезвия ножниц – наползают одни на другие. В это же самое время, боковые зубы выполняют роль размельчителей пищи, работая , как жернова.

Слуховой проход в черепной коробке находится под скуловой дугой сразу за нижней челюстью, ещё точнее – за суставным отростком. 
Суставной отросток – это точка вращения нижней челюсти. Это важно понимать, когда мы изображаем рот открытым, как и то, что двигается лишь нижняя челюсть, как бы широко рот не открывался.

Теперь, когда мы знаем точное расположение слухового прохода в черепе, не трудно будет определиться – где же именно будет располагаться ухо (ушная раковина). Тут обратим внимание, что нижняя часть ушной раковины "врезается" ЗА нижнюю челюсть, а верхняя часть ушной раковины врезается сверху скуловой дуги. Это мы хорошо увидим чуть позже, когда нарастим мышцы и кожу на нашу кукольную голову

Комментариев нет:

Отправить комментарий