my time

суббота, 15 октября 2011 г.

ЛИЦО ДЛЯ КУКЛЫ - Продолжение Урок 2

УРОК -2.
Я обещал показать, как можно исказить формы и пропорции лица, придав кукле забавный сказочный вид, при этом сохранив восприятие кукольного лица, как живого организма с функциональной конструкцией.
Оказывается, теперь мы можем вытягивать или сужать какие-то элементы конструкции черепа, искажать их размер. Но если, относительно друг друга они будут неизменны – эффект убедительности и живости кукольного лица сохранится. Давайте посмотрим один пример того, какие изменения можно сделать, и что получится в итоге.

Сравним череп с нормальными пропорциями и череп с искажёнными пропорциями, но сохранённой функциональностью элементов его конструкции.
 


Что я сделал:
Увеличил и несколько опустил глазницы. Это потянуло за собой некоторые изменения формы и пропорции скуловой кости. Существенно удлинились и стали круче надбровные дуги. Слегка "взлетело" носовое отверстие – появился эффект "пекинеса" (когда нижняя часть носового отверстия располагается не ниже уровня глаз, а практически между ними).
Кроме того, я сузил с боков лоб. Таким образом, поднялась височная часть.

 
Немного приплюснутый затылок, полностью изменил верхнюю височную линию, но она никуда не исчезла.
Так же была немного уменьшена нижняя челюсть, в результате чего, подбородок сдвинулся назад.

Начнём "наращивать" мышцы лица. Их количество мы сократим ещё более существенно по нескольким причинам – мышц лица в реальности намного больше, чем костей, образующих череп; на лице же, под слоем кожи, мы чаще можем заметить даже не мышцы, а жировые отложения. А нас ведь интересует именно "внешняя сторона вопроса" – внешний вид лица куклы. 
Кроме мышц и кожных складок, на поверхности лица мы обязательно видим глаза. Всем известно, что глаз имеет практически правильную форму шара. Вот два таких шарика мы и положим в глазницы.

Сымитируем мышцу, идущую над верхней губой и прикрепляющуюся к нижней челюсти. Уж не знаю, как так получилось, что на поверхности мы чётко видим некую плоть, "лоскут" идущий от переносицы, практически к самому низу нижней челюсти.  И это притом, что такой мышцы не существует. Этот объём образуется несколькими видимыми на поверхности мышцами лица, жировыми отложениями и кожными утолщениями, которые особенно заметны у полных людей или пожилых. Они образуют своеобразную "бульдожью" складку. Проследить её можно практически у всех, но выражена одна у всех по-разному.
Итак, закроем упомянутую в начале абзаца мышцу, такими вот лоскутами (1020867).

Немного полепим, придав более естественную форму. Мы видим, что получилась настоящая носогубная складка. И совершенно понятно, как она оброазуется и куда стремится её форма.

Теперь накроем глаза веками. Верхними и нижними. Верхнее веко всегда нависает над нижним.
Часто на верхнее веко накладывается кожная складка, покрывающая надбровные дуги. Вылепим и их ( 1020893).

Мы уже знаем, где находится слуховой проход. Ориентируясь на него вылепим ушную раковину. Даже если мы максимально её упростим, но расположим правильно, ухо всё равно будет выглядеть вполне убедительными жизнеспособным. Такой эффект достигается тем, что ухо у нас теперь не прилеплено, а врощено, вставлено на подобающее ему место.

Обратим внимание на "мешки" под глазами. Они образуются от нижнего века и лежат на скуловой кости.

Верхняя губа имеет достаточно простую форму, если понять, как она образуется. Часто верхнюю губу сравнивают с изогнутым луком. Однако лук – пости линия, а губа – объём. И она имеет две видимые грани: часть на которой лежит нос, и которая, подгибаясь, уходит в слизистую рта. Прямо под носом мы видим впадинку, словно выбранную полукруглым резцом. Вот эта впадинка и образует такую изогнутую форму. И если верхняя гуда в центре как бы провисает, то нижняя имеет ответную впадинку. А правая и левые стороны нижней губы, образуют бугорки уходящие к подбородку. Нижняя губа отдалённо напоминает выдвижной ящичек. Часто у театральных кукол можно встретить именно эту часть подвижной, имитирующей речь куклы.

Теперь можно посмотреть на результат и разглядеть в "бугорках" лица куклы: скуловые кости, надбровные дуги (не совпадают с линией бровей), скуловую дугу, часть нижней челюсти перед ухом. Эти конструктивные элементы черепа, практически всегда можно заметить на любом лице, даже на полном.

Объединяя какие-то объёмы, создавай упрощённые формы, можно стилизовать кукольное лицо (вспомните куклы Тима Бертона). Важно понимать, что именно мы упрощаем, и что даже при самом сильном упрощении и стилизации, конструкция в принципе не должна меняться. Внутреннее строение всё равно должно "читаться", хотя бы на подсознательном уровне. Только тогда куклы станут по настоящему убедительными и интересными.

Стоит помнить, что упрощение и стилизация – это не профанация, не признак неумения, напротив – грамотное, обдуманное упрощение, выверенная выдержанная стилизация –  признак высочайшего мастерства, не только в технологическом и ремесленном плане, а в высокохудожественном смысле

Комментариев нет:

Отправить комментарий